Новости
24 октября в конференц-зале ректората Даггосуниверситета состоялся круглый стол на тему «Как по-новому взглянуть на роль дагестанских университетов в современной жизни общества». Инициатором проведения мероприятия выступил Совет старейшин при Главе Республики Дагестан. Участниками круглого стола стали члены дискуссионного клуба «Юпитер» и Конгресса дагестанской интеллигенции, а также представители вузовского и научного сообщества. В мероприятии приняли участие директор ИПГ ДНЦ РАН Джават Джаватов и ученый секретарь ИПГ Саид Ниналалов.
Ректор Даггосуниверситета Муртазали Рабаданов назвал тематику круглого стола весьма актуальной, поскольку в образовании в республике идут сложные и неоднозначные процессы.
Председатель Совета старейшин при Главе РД Абдулла Магомедов подчеркнул, что в ряде дагестанских вузов идут изменения к лучшему, однако есть и свои проблемы. Так, по мнению, А. Магомедова, внимание следует уделить физико-математическому образованию школьников и студентов. «У нас идет деградация физико-математических знаний школьников. Математика пугает молодых людей. А значит, это большая проблема», – заявил председатель Совета старейшин. Кроме того, как отметил А. Магомедов, необходим переход к пространственному мышлению, когда люди могут создавать пространственные образы и оперировать ими для решения сложных задач.
С докладом об инновационном образовании выступил проректор ДГУ по научной работе и инновациям Назир Ашурбеков. Государство, исходя из своих стратегических целей, делает большую ставку на университеты. «В развитии страны существует два приоритета: ускоренный научно-технологический рост и внедрение цифровых технологий. И в этом случае вузы играют ключевую роль», – отметил Н. Ашурбеков. Он предложил развивать целевое обучение, когда образовательный процесс проводится на основе договора между заказчиком (работодателем) и студентом либо вузом. В качестве примера проректор привел создание Даггосуниверситетом базовой кафедры на заводе «Дагдизель». На кафедре сотрудники ДГУ готовят специалистов для завода. Кроме того, следует использовать потенциал других вузов, и с этой целью открыть центр онлайн-обучения, где все вузы могли бы обмениваться накопленным опытом. Касательно проблемы физико-математического образования в республике, проректор отметил, что необходимо наиболее подготовленных учеников интегрировать в студенческую жизнь на постоянной основе. А также поднять их заинтересованность в образовании. «Надо создавать привлекательные рабочие места и определенные социальные программы», – подытожил он.
Ученый секретарь Института проблем геотермии ДНЦ РАН Саид Ниналалов рассказал о третьей миссии университета – социальной миссии, и внес предложения по развитию данной миссии. Это: систематизация элементов социальной миссии университета; заключение договора с руководством республики о совместной деятельности и утверждение ежегодных планов работы; участие в разработке стратегии развития Дагестана до 2035 года; усиление сотрудничества с работодателями, а именно реальная практика студентов на местах. Также С. Ниналалов отметил, что необходимо создание ресурсных центров некоммерческих организаций и социального предпринимательства, куда могут быть вовлечены студенты ДГУ. Немаловажно и создание Ассоциации выпускников ДГУ, развитие студенческого самоуправления, разного рода клубов и кружков, а также пиар-компания о деятельности по развитию третьей миссии университета.
Кади Иминов, начальник Управления качества образования ДГУ, отметил, что социальную ответственность государство возлагает на вузы. При назначении чиновников в сфере образования и культуры должно учитываться мнение вузовского сообщества и Конгресса дагестанской интеллигенции.
Представитель Дагестанского государственного технического университета Кади Гасанов сделал акцент на проблеме заочного обучения. «55 % у нас в республике учатся заочно, а 45 % - очно. Причем зачастую студенты-заочники, работая одновременно, трудятся не по специальности», – сказал К. Гасанов. Также он подчеркнул, что третья часть обучающихся в регионе – экономисты и юристы. При сопоставлении с приоритетами развития Дагестана есть определенные несоответствия. Необходимы специалисты в других областях тоже.
О проблеме нехватки кадров в сельскохозяйственной сфере сказал ректор Дагестанского государственного аграрного университета Зайдин Джамбулатов. В своем выступлении он подчеркнул, что абитуриенты аграрного университета отобраны в основном из профильных аграрных техникумов. «Только 4 % выпускников школ поступает к нам в вуз. Нам не хватает специалистов с области сельского хозяйства», – заявил З. Магомедов. Ректор предложил объединить библиотечные фонды всех университетов и издать электронные каталоги для обмена знаниями.
В современном образовании, безусловно, большую роль играет и гуманитарное направление. Как отметил Муртазали Рабаданов, 81 % специалистов-гуманитариев республики выпускает именно ДГУ.
В этой связи декан филологического факультета ДГУ Шабан Мазанаев поднял проблему сохранения и развития дагестанских языков. «Мы живем в уникальной республике, где каждый народ говорит на своем языке. Никто, кроме нас самих, не может заниматься национальными языками», – заявил Ш. Мазанаев. Как отметил декан филфака, в ДГУ предпринят ряд мер для того, чтобы языки и литература народов Дагестана получили достойное развитие. Так, например, студентам русско-дагестанского отделения платиться двойная стипендия. Помимо этого, Ш. Мазанаев подчеркнул, что гуманитарные науки, в том числе русский язык, преподаются на всех факультетах ДГУ. А дагестанская литература читается на всех факультетах и отделениях уже 4 года. «Мы должны приложить все усилия для того, чтобы наша молодежь знала вершинные произведения дагестанских писателей и была грамотной в вопросах литературы», – отметил Ш. Мазанаев.
По мнению журналиста Ислама Узалова, проблема образования – это, в первую очередь, проблема учителей. «Нам надо качественно готовить будущих учителей», – заявил он.
Заведующий кафедрой ДГУ «Налоги, денежное обращение и кредит» Басир Алиев предложил налаживать тесные связи с работодателями. А проректор университета по учебной работе Магомед Гасанов обратил внимание участников круглого стола на необходимость не только обучения, но и воспитания студента и его становления как личности.
Председатель Дагестанского регионального отделения Русского географического общества Эльдар Эльдаров внес предложение по развитию экономики в регионе.
Участники круглого стола приняли решение подготовить самые важные и перспективные предложения по результатам состоявшегося обсуждения и внести Главе Республики Дагестан с целью дальнейшей их реализации.